НАМ 25 ЛЕТ

Календарь


«    Апрель 2024    »    
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 




Счетчик посещений

ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

5.   ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

5.1 Академия осуществляют подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием в соответствии с:

1) перечнем образовательных программ, реализуемых в организациях образования МЧС;

2) ГОСО;

3) академическим календарем;

4) типовыми и рабочими учебными планами образовательных программ;

5) типовыми и рабочими учебными программами по дисциплинам.

5.2 Учебный процесс в Академии осуществляется посредством избрания содержания образования, планирования учебного процесса, выбора форм и методов проведения учебных занятий, самостоятельной работы обучающихся, форм текущего, промежуточного и итогового контроля учебных достижений обучающихся.

5.3 Структура содержания образования определяется в соответствии с требованиями ГОСО, рабочими учебным планам и программам, объемом учебной нагрузки, продолжительностью академических периодов, видов академических занятий, объемом учебного материала.

5.4 Структура образовательных программ формируется из различных видов учебной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

5.5 Планирование и организация учебного процесса осуществляются в соответствии с ТУПл и РУПл, академическим календарем, расписанием учебных занятий.

5.6 ТУПл регламентирует структуру и объем образовательной программы по циклам дисциплин, с указанием перечня и минимального объема кредитов дисциплин обязательного компонента и всех видов профессиональных практик, итоговой аттестации.

5.7 В РУПл определяется перечень и трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и вузовского компонента в академических кредитах, порядок их изучения, виды учебных занятий и формы контроля.

5.8 РУПл разрабатывается на весь период обучения и утверждается начальником Академии на основании решения Ученого совета. РУПл служит основой для расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.

5.9 Во всех формах учебных планов используется единая система кодировки дисциплин, предусматривающая присвоение каждой учебной дисциплине учебного плана соответствующего кода в символах буквенного и цифрового выражения.

5.10 Допускается освоение учебной дисциплины в течение нескольких академических периодов. По завершению изучения дисциплины, обучающиеся сдают итоговой контроль в форме экзамена. Если дисциплина имеет продолжительность два и более академических периодов, по завершению каждого академического периода проводится промежуточный контроль в форме экзамена. Все виды профессиональных практик (в том числе педагогическая и исследовательская), курсовых работ (проектов) курсантов и научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистрантов, докторантов оцениваются посредством защиты.

5.11 Допускается введение летнего семестра (за исключением выпускного курса) продолжительностью не менее 4 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах при переводе из других вузов, изучения учебных дисциплин и освоения кредитов, обучающихся в других вузах с обязательным их перезачетом в своем вузе, повышения среднего балла успеваемости (GPA).

5.12 В расписании учебных занятий содержится полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием лиц, проводящих занятия и изучаемых тем.

5.13 Расписание учебных занятий должно соответствовать учебному плану и программам, отвечать основным педагогическим требованиям и составляться с учетом разрабатываемых структурно-логических схем изучения дисциплин.

5.14 Изменения в расписании учебных занятий допускаются только в исключительных случаях на основании мотивированного рапорта (в произвольной форме) и с разрешения заместителя начальника Академии, курирующего учебную работу.

5.15 Реализация образовательных программ осуществляется на основе учебно-методического комплекса дисциплины (далее – УМКД) и рабочих учебных программ (силлабусов) дисциплин.

5.16 УМКД включает лист внесения изменений и дополнений в УМКД, типовую учебную программу дисциплины (для дисциплин обязательного компонента), рабочую программу дисциплины (силлабус), карту учебно-методической обеспеченности дисциплины, тезисы лекций, методические рекомендации по изучению дисциплины, методические указания по выполнению контрольных, курсовых работ (проектов) и лабораторных практикумов (при предусмотрении в РУПл), материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся, программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий, перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий (при их наличии) с описанием целей их использования.

5.17 УМКД рассматривается и утверждается на заседании кафедры. Разработка УМКД предусматривается для вновь вводимых дисциплин. Изменения и дополнения вносятся в существующие УМКД.

5.18 УМКД хранится на соответствующей кафедре. В распечатанном виде представляются протокол (выписка) заседания кафедры об утверждении УМКД, лист внесения изменений и дополнений в УМКД, рабочая программа дисциплины (силлабус). Остальные элементы УМКД хранятся в электронном виде. Исключение составляют УМКД, разрабатываемые по дисциплинам с ограничительным грифом распространения, хранение которых осуществляется в соответствии с требованиями законодательства по защите государственных секретов.

5.19 Кафедра разрабатывает УМКД и учебно-методические материалы, включенные в комплекс на основе рабочей учебной программы (силлабуса).

5.20 Содержание всех учебных дисциплин определяется типовыми учебными программами, утверждаемыми в соответствии с подпунктом 7) статьи 5-1 Закона «Об образовании» и рабочими учебными программами (силлабусами), утверждаемыми в соответствии с пунктом 21 ГОСО.

5.21 Рабочая учебная программа (силлабус) входит в структуру УМКД, рассматривается на заседании кафедры и на заседании учебно-методического совета Академии.

5.22 Структура учебной программы включают в себя титульный лист, предисловие, описание изучаемой дисциплины, ее цели и задачи, пререквизиты и постреквизиты, тематический план, содержание дисциплины (краткое описание каждой темы согласно тематическому плану), список рекомендуемой литературы, планы занятий с указанием темы, вида занятия, рассматриваемых вопросов, вида и содержания заданий, рекомендуемой литературы, планы самостоятельной работы обучающихся (с указанием темы, вида и содержания заданий), график выполнения и сдачи заданий по дисциплине, политика и процедура курса, вопросы и задания к рубежному контролю, вопросы и задания (при наличии) к итоговому контролю.

5.23 В Академии устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, учения, все виды профессиональных практик. Проводятся и другие виды учебных занятий, вводимые по решению Академии.

5.24 В Академии учебный процесс осуществляется по кредитной технологии обучения в соответствии с настоящими Правилами и Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года №152 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6976).

5.25 При кредитной технологии обучения учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, измеряемого в академических кредитах.

5.26 Трудоемкость одного академического кредита составляет 30 академических часов для всех видов учебной работы.

5.27 Кредитная технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее освоенных кредитов по всем уровням образования.

5.28 Содержание образовательных программ устанавливается соответствующими ГОСО и реализуется через учебные планы и программы.

5.29 Академия обеспечивает учебный процесс в полном объеме информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками по учебным дисциплинам, активными раздаточными материалами и указаниями по самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам.

5.30 Кредитная технология обучения включает:

1) введение системы академических кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;

2) использование интерактивных методов обучения;

3) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;

4) академическую свободу факультета (отделения) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ;

5) академическую свободу преподавателя в организации учебного процесса;

6) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на бумажных и электронных носителях;

7) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;

8) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.

5.31 Планирование педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в академических часах и/или кредитах. При этом педагогическая нагрузка на аудиторных занятиях рассчитывается по контактному времени работы преподавателя с потоком, группой, подгруппой. Затраты времени на индивидуальные виды работ с каждым обучающимся (прием заданий на самостоятельной работе обучающихся (далее – СРО), курсовых работ (проектов), прием экзаменов, в том числе в составе государственной аттестационной комиссии, руководство выпускными работами) рассчитываются на основе норм времени, установленных Академией самостоятельно.

5.32 Один академический час аудиторной работы составляет не менее 40 минут.

5.33 Один академический час всех видов профессиональных практик, научно-исследовательской работы обучающихся, итоговой государственной аттестации обучающихся составляет не менее 40 минут. Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами и учебными программами (силлабусами).

5.34 При планировании объема учебной работы исходят из того, что один академический кредит равен 30 академическим часам для всех ее видов.

5.35 Учебная нагрузка обучающихся определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (не менее 40 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы.

5.36 Полная учебная нагрузка одного учебного года составляет не менее 60 академических кредитов. При этом в течение одного семестра обучающийся осваивает не менее 20 академических кредитов.

5.37 Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы курсантов на практике (стажировке) в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при пятидневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в учебных часах и делится на продолжительность работы обучающегося на практике в течение недели.

Прохождение всех видов практик образовательных программ высшего образования, образовательных программ научно-педагогической магистратуры, профильной магистратуры, а также программ доктора философии и профильной докторантуры планируется в соответствии с требованиями ГОСО соответствующего уровня образования.

5.38 Производственная практика профильной магистратуры проводится в рамках экспериментально-исследовательской работы магистранта (ЭИРМ) в виде профессиональной практики или войсковой стажировки. Научная стажировка магистранта осуществляется в рамках научно-исследовательской работы магистранта (НИРМ).

5.39 Объем научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта составляет не более 123 академических кредитов.

5.40 Итоговая аттестация составляет не менее 12 академических кредитов в общем объеме образовательной программы высшего образования (бакалавриат) и проводится в форме защиты дипломной работы (проекта), подготовки и сдачи комплексного экзамена и(или) экзамена по дисциплине «Физическая подготовка», либо в форме сдачи комплексного государственного экзамена, государственных экзаменов по двум базовым и(или) профилирующим дисциплинам, и(или) экзамена по дисциплине «Физическая подготовка».

5.41 По завершению изучения образовательной программы магистратуры итоговая аттестация проводится в форме сдачи комплексного государственного экзамена и/или защиты магистерской диссертации (проекта). Академия, с учетом уровня теоретической подготовки, учебных достижений, результатов обучения и исследовательско-аналитических способностей обучающихся, самостоятельно определяет им формы итоговой аттестации:

1) сдача комплексного государственного экзамена и защита магистерской диссертации (проекта);

2) сдача комплексного государственного экзамена;

3) защита магистерской диссертации (проекта). Основанием для определения и/или изменений форм итоговой аттестации служит решение Ученого совета Академии по результатам показателей среднего балла успеваемости GPA как в отношении всех курсантов, так и в отношении отдельных курсантов, выделяющихся уровнем подготовленности. В случае если защита магистерской диссертации (проекта) не выносится на итоговую аттестацию, порядок проведения защиты магистерской диссертации (проекта) определяется Академией самостоятельно (решением Ученого совета).

5.42 Итоговая аттестация образовательных программ докторантуры составляет 12 академических кредитов в общем объеме образовательной программы докторантуры и проводится в форме написания и защиты докторской диссертации. Докторская диссертация проходит проверку на предмет обнаружения заимствования текста других авторов, которая осуществляется Национальным центром государственной научно-технической экспертизы.

5.43 Учебные занятия проводятся преимущественно в активных творческих формах (кейс-стадии, деловые игры, тренинги, диспуты, круглые столы, семинары и так далее).

5.44 Наполняемость академического потока и группы определяется Академией самостоятельно.

5.45 При кредитной технологии обучения самостоятельная работа обучающихся подразделяется на две части: на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством преподавателя (далее – СРОП), и на ту часть, которая выполняется полностью самостоятельно (СРОС – собственно СРО).

5.46 Весь объем СРО подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы.

5.47 Доля СРОП (СРОП, самостоятельную работу магистранта под руководством преподавателя (далее – СРМП) и самостоятельную работу докторанта под руководством преподавателя (далее – СРДП)) в общем объеме СРО определяется организацией образования самостоятельно.

5.48 СРОП является аудиторным видом работы обучающихся, которая выполняется им в контакте с преподавателем.

5.49 В СРОП входят консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий СРО.

5.50 Учебные достижения (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся оцениваются в баллах по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом (положительные оценки, по мере убывания, от «А» до «D», и «неудовлетворительно» – «FХ», «F») и оценкам по традиционной системе.

5.51 Организация системы контроля учебных достижений, обучающихся осуществляется подразделением мониторинга и контроля (оценки) качества образования.

5.52 Подразделение мониторинга и контроля (оценки) качества образования ведет историю учебных достижений, обучающихся в течение всего периода обучения, которая отражается в транскрипте.

5.53 Транскрипт выдается по запросу обучающегося за любой период его обучения.

5.54 В транскрипт записываются все учебные дисциплины и (или) модули, которые изучал обучающийся с указанием итоговой оценки, включая оценки «FX» и «F».

5.55 Обучающий преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей). При этом учебные достижения обучающихся оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание.

5.56 Итоговая оценка по дисциплине включает оценки текущей успеваемости и итогового контроля (экзаменационной оценки). Доля оценки текущей успеваемости составляет 60% в итоговой оценке степени освоения обучающимся программы учебной дисциплины. Оценка итогового контроля составляет 40% итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине.

5.57 Положительная итоговая оценка служит основанием для дополнения освоенных кредитов установленным количеством кредитов по соответствующей дисциплине и заносится в транскрипт обучающегося.

5.58 При получении обучающимся по итоговому контролю (экзамену) оценки «неудовлетворительно», итоговая оценка по дисциплине не подсчитывается.

5.59 По итогам учебного года с учетом результатов летнего семестра подразделение мониторинга и контроля (оценки) качества образования рассчитывает средний балл успеваемости (GPA) как средневзвешенную оценку уровня учебных достижений обучающегося.

5.60 Для перевода с курса на курс Академия в разрезе курсов устанавливается переводной балл – величина минимального среднего балла успеваемости, допускающего перевод обучающегося на следующий курс.

5.61 Обучающемуся, выполнившему программу курса в полном объеме, но не набравшему переводной балл, с целью повышения своего среднего балла успеваемости (GPA), предоставляется возможность самостоятельного изучения дисциплины и сдачи повторно экзамена по индивидуальному графику (за исключением дисциплины «Современная история Казахстана», по которой сдается государственный экзамен).

5.62 При переводе и восстановлении обучающихся, выходе их из академического отпуска курс обучения определяется с учетом пререквизитов.

5.63 Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке бакалавра является освоение обучающимся не менее 240 академических кредитов за весь период обучения, включая все виды учебной деятельности курсанта.

5.64 Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке магистров является освоение магистрантом:

1) при научной и педагогической подготовке – не менее 120 академических кредитов;

2) при профильной подготовке – со сроком обучения 1 год не менее 60 кредитов, со сроком обучения 1,5 года не менее 90 кредитов и не более 110 кредитов.

5.65 Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке докторов философии (PhD) (доктора по профилю) является освоение докторантом не менее 180 академических кредитов, включая все виды учебной и научной деятельности. В случаях досрочного освоения образовательной программы докторантуры и успешной защиты диссертации докторанту присуждается степень доктора философии (PhD) или доктора по профилю независимо от срока обучения.

5.66 Докторанту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы докторантуры, но не защитившему докторскую диссертацию, предоставляется возможность защитить диссертацию в последующие годы. Для повторного освоения кредитов научной компоненты докторанту отводится не менее 1 года, после чего его научная работа представляются в диссертационный совет для прохождения защиты диссертации.

5.67 Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию и подтвердившему освоение образовательной программы высшего и (или) послевузовского образования, решением аттестационной комиссии присуждается степень «бакалавр» или «магистр» по соответствующей образовательной программе и выдается на бесплатной основе диплом государственного образца с приложением.

5.67 В приложении к диплому (транскрипте) указываются последние оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе оценок по всем видам учебной и (или) научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы с указанием их объема в академических кредитах и часах.

5.69 Обучающемуся по образовательной программе высшего образования, имеющему по учебным дисциплинам и другим видам учебной деятельности итоговые оценки А, А- «отлично», В-, В, В+, С+ «хорошо» при среднем балле успеваемости (GPA) не ниже 3,5, а также сдавшему комплексный экзамен или защитившему дипломную работу (проект) с оценками А, А- «отлично», выдается диплом с отличием (без учета оценок по дополнительным видам обучения).

5.70 При этом обучающемуся, имеющему в течение всего периода обучения пересдачи или повторные сдачи итогового контроля (экзамена), не выдается диплом с отличием.

5.71 Организация и проведение защиты докторских диссертации осуществляется в соответствии с Правилами присуждения степеней, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 127 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6951).

 

Текст